МБДОУ ЦРР — Детский сад №217 "Жар-птица"

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально-техническая база МБДОУ ЦРР — «Детский сад №217»

 В ДОО создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по совершенствованию и модернизации предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС. Образовательный процесс в МБДОУ организуется в соответствии с:

  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
  • правилами пожарной безопасности;
  • требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
  • требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
  • требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение).

МБДОУ  расположен внутри жилого микрорайона, имеет центральное отопление, водоснабжение, канализацию, сантехническое оборудование, имеет прилегающую территорию, оборудованную участками.

 Площадь МБДОУ 815,25.  Зона застройки включает в себя основное здание и здание хозблока, на территории отсутствуют постройки, функционально не связанные с образовательным организацией. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников асфальтированы.

Проектная мощность – 144 ребенка.

Территория МБДОУ — озеленена (видовое разнообразие деревьев и кустарников, живая изгородь, травяной покров, садовые культуры, огород, цветники),  беговая и велосипедная дорожки, есть зоны для игр с песком и водой, веранды.

Каждая возрастная группа детей имеет свой участок. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для развития основных видов движений). Все участки имеют свои цветники. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлены веранды. Игровые площадки оборудованы игровыми  сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками,  домиками, машинами и др. Имеется множество оборудованных зон для терренкура. На территории детского сада произрастают разнообразные породы деревьев, кустарников.

Часть территории  оборудована под физкультурную площадку. Спортивная площадка имеет обширный участок с беговыми дорожками, различными конструкциями, мини площадкой для подвижных игр,   для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной  деятельности детей (центр скалолазания, центр метания, тропа здоровья, центр игр на асфальте, центр баскетбола, волейбола).

Помещения МБДОУ:

-В структуру дошкольного образовательного пространства входят следующие компоненты:

  • групповые помещения — 6
  • кабинет заведующего — 1
  • методический кабинет — 1
  • музыкально-физкультурный зал-1
  • кабинет бухгалтера -1
  • пищеблок — 1
  • прачечная — 1
  • медицинский кабинет -1
  • кабинет «Развивайка» для индивидуальных и подгрупповых занятий -1

Для  каждой возрастной группы есть отдельный участок, на котором размещены: веранда, песочницы, малые игровые и спортивные постройки.

Групповые комнаты, включают  игровую, познавательную, обеденную зоны. Раздевалки размещены на 1 и 2 этаже в каждой возрастной группе, оснащены вешалками для одежды и шкафчиками для одежды и обуви детей.

Спальни оборудованы стационарными кроватями, и трехуровневыми кроватями. Туалетные зоны делятся на умывальную и зону санузлов. В умывальной зоне расположены раковины для детей и шкафчики для индивидуальных полотенец, душевые поддоны с душевыми лейками — на гибких шлангах, зоны санузлов разделены перегородками для мальчиков и девочек.

При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОО не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.

Для осуществления педагогического процесса, развития творческого потенциала педагогов, формирования психологического микроклимата, введение детей в социум создана предметно-развивающая среда, которая представлена: уголками и центрами, оснащёнными современным дидактическим материалом и пособиями, как игровой, так и разнообразной продуктивной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурно-оздоровительной, трудовой,   что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы,  окружающей жизни, развитию их речи, формированию поведенческих навыков и общению. Ребенок имеет свободный доступ к игровому, спортивному оборудованию, к средствам для свободной изобразительной   деятельности.   При  планировании и осуществлении образовательного процесса в ДО реализуется принцип интеграции различных видов деятельности на основе тесного взаимодействия специалистов и воспитателей. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Учебное оборудование и техническое оснащение в соответствии с возрастом детей (3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет), приспособленное для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями:

— современное игровое оборудование;

— игры и игрушки по перечню;

— достаточное количество дидактических пособий;

— интегрированное центрирование игрового пространства;

— эстетические атрибуты.

ДОО укомплектована современным информационно-техническим оборудованием, имеются:

— персональные компьютеры — 6;

— многофункциональные устройства (сканер, принтер, ксерокс)-3;

— фотоаппарат — 1;

— музыкальные центры — 2, акустическая установка -1;

— мульти-медийные установки -1;

— интерактивная доска — 1;

— наличие сети Интернет;

— ноутбук-1;

— экран-1;

— проектор – 1;

— магнитофон – 6 шт»

— микрофон — 2;

— аппарат для ламинирования-1;

— аппарат для брошюрования-1;

-планшет-1.

Дошкольной организации как Банку практик было выделено оборудование: набор LEGO ПервоРобот WeDo.Конструктор (5шт.); игра-лабиринт «Космическое путешествие»(1шт.); конструктор детский напольный из дерева, модель «Строитель» — 124 элемента (1шт.); набор «Рисуем на песке» (2шт.); интерактивная доска Newline TruBoard R3-800 (1шт.);  мольберт прозрачный (2шт.); проектор Optoma (1шт.); Игровая консоль Microsoft (1шт.); лаборатория из 6 лотков для дошкольников «Наураша в стране Наурандии» (1шт.).

Для осуществления образовательного процесса в дошкольных группах созданы условия:

Музыкально-физкультурный зал используется: для развития  музыкально-ритмической деятельности детей и музыкальных способностей. В музыкальном зале проводятся музыкальные  занятия,  утренняя гимнастика под музыку, досуги, праздники и развлечения. Музыкальный зал оборудован: музыкальными инструментами для детского музыкального творчества, оборудование и костюмы для театрализованной деятельности детей, концертные костюмы, театральные реквизиты и декорации; экран, проектор, музыкальный центр, ноутбук;

— для развития полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В зале проводятся физкультурные  занятия,  утренняя гимнастика, досуги, праздники и развлечения. Для удобства и координации работы зал работает по составленному графику. В зале имеется  специальное оборудование, инвентарь, спортивные комплексы для занятий спортом. Для создания эмоционального настроя детей в зале имеется фортепиано, музыкальный центр, микрофоны.

Методический кабинет — составляет информационную подсистему методической работы в МБДОУ, является центром систематизации и отбора информации, организует оперативное ознакомление педагогов, родителей, общественности с научно-методической информацией, нормативно-правовыми документами, создает банк данных, организует своевременное поступление необходимой информации.

Методический материал (комплекс методических, наглядных и технических средств обучения в детском саду) в методическом кабинете подобран и систематизирован по разделам программы в соответствии с возрастными особенностями детей.

Кабинет представляет педагогическую творческую мастерскую, побуждает совершенствование профессионального мастерства педагогов. Методический кабинет доступен для всех педагогов, имеет удобный гибкий график работы.

Медицинский блок — состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета, в котором осуществляются лечебно-профилактические и оздоровительные  мероприятия. Медицинский блок оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.

Пищеблок дошкольных групп оборудован моечными ваннами,  стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, водонагревателем, контрольными весами, электроплитой  с духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды, холодильниками. Имеется  кладовая  для хранения продуктов питания.

Прачечная дошкольных групп оборудована  стиральными  машинами с автоматическим управлением, гладильными столами, электрическими утюгами.

Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее — РППС) в МБДОУ строится с учетом особенностей детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС ДО п.3.3.2.)

Согласно ФГОС дошкольного образования РППС организована в МБДОУ  с учетом принципов (ФГОС ДО п. 3.3.4):

  • содержательной насыщенности (соответствие РППС возрастным возможностям детей и содержательному разделу Программы. Среда включает средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей);
  • трансформируемости (обеспечение возможности изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональности (возможность разнообразного использования различных составляющих РППС, наличие в среде полифункциональных предметов);
  • вариативности (наличие различных пространств, а также материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих разнообразную детскую активность. Вариативность проявляется в разнообразии материалов, из которых изготовлены элементы среды. Это дерево, высококачественный пластик, резина, поролон, разные виды тканей, металл, качество и безопасность которых подтверждаются соответствующими сертификатами. Такое разнообразие исходных материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного развития детей);
  • доступности (развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, стимулирующим все основные виды детской активности. Для реализации данного принципа немаловажную роль играет количество игрушек и пособий: их должно хватать на каждого желающего. Ребенок не должен «стоять в очереди», чтобы поиграть или позаниматься);
  • безопасности (соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Компоненты РППС должны обеспечить развитие детей по пяти образовательным областям.

В МБДОУ организована вариативная среда для самостоятельной деятельности детей в виде различных хорошо разграниченных центров (уголков, площадок) активности, которые дети могут выбирать по собственному желанию:

  • центр игры (с игрушками, строительный материал, сюжетно-ролевые игры);
  • центр настольно-печатных игр;
  • центр театрализованной деятельности (уголок ряженья);
  • центр книги;
  • центр творчества (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • центр мини-музея;
  • центр экспериментирования (наблюдений за природой);
  • центр здоровья;
  • центр для игр с водой и песком;
  • центр конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельности;

Центры оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), которые находятся в свободном доступе для детей. Ребёнку предоставляется возможность выбора материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения, возможность выбора игры, для этого наборы игр в группах достаточно разнообразны и постоянно меняющиеся.

 Компоненты развивающей предметно-пространственной среды в ДО

 

Компонент Процесс Участник
Приемная 
«Здравствуйте, я пришел»  Размещая фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок — личность, член коллектива,

воспитатель — организатор

«Герой дня» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения. Выставляется фотография дошкольника, избранного «героем дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок — центральное лицо в детском коллективе, герой дня;

воспитатель — аналитик, оформитель

 

«Мое настроение» Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. Ребенок и воспитатель — аналитики,

родитель — информируемый

«Уголок именинника» Постоянное функционирование стенда с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, поздравительная открытка, чудесный мешочек для подарков и т.д. Ребенок — центральное лицо в детском коллективе, воспитатель — организатор
Рубрика «Я умею, я люблю, хочу научиться» Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. Ребенок — автор,

воспитатель — помощник, родитель — читатель

«Наша жизнь день за днем» Сообщение темы дня, проекта, информация  по теме, написанные воспитателем или под руководством детей группы и вывешенные на всеобщее обозрение. Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка в течение дня. Ребенок — соавтор, созерцатель;

воспитатель — автор, инициатор;

родитель — активный читатель

«Наше творчество» Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества(рисование, лепка, аппликация, коллажи, поделки из разных материалов, фотоматериалы конструкторских сооружений). Ребенок — творец,

воспитатель — организатор, родитель — соучастник

«Дерево желаний» Заполняется со слов ребенка к событию группы или празднику и раскрывает его интересы. Ребенок — автор,

воспитатель — помощник, родитель — читатель

«Газеты» Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка, хобби семьи. Совместно с родителями произвольно написаны и оформлены. Ребенок  и родитель — автор, дизайнер
«Права детей» Это раздел для родителей, куда помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольной организации и семье, адреса и телефоны организаций в нашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы. воспитатель — организатор,

родитель — читатель

«Развиваем играя» Выставляются рекомендуемые игры и игрушки с краткой справкой воспитателей о том, для какого возраста они подходят, какое  имеют воспитательное значение, развитию какого умения способствуют и пр. Здесь же желательно указать адрес магазина, в котором можно купить эту игру и игрушку и их стоимость. воспитатель — помощник, родитель — читатель
Наши родители  советуют

 

(название произвольное), в этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу, поделиться опытом (профилактика простуды: я делаю так..), информацией, советом,      объявления   для обмена кассет с мультфильмами, книгами… Родитель — автор,

воспитатель — помощник

Игровая комната
Творческие мастерские Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов. Ребенок — создатель, воспитатель — организатор
Карта -путеводитель

 

 

Выбор ребенком вида деятельности (уголка, центра), и соответствующей индивидуальной карточки (схемы, задания, ребусы и др.) Ребенок — инициатор, воспитатель — помощник
«Остров сокровищ» Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители:), систематизация и изучение собираемого Ребенок — коллекционер,

воспитатель — помощник, родитель — активный соучастник

«Игра- макеты» Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира, элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками Ребенок — дизайнер,

воспитатель — консультант

«Мини-музей» Персональные тематические выставки, в мине-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта. Ребенок — создатель,

воспитатель — организатор, родитель — соучастник

«Центр настроения» Получение педагогом обратной связи после образовательной деятельности с ребенком в режимных моментах Ребенок — аналитик, воспитатель — диагностик
Детская дизайн-мастерская Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта («огород на окне», «мастерская Деда Мороза», «птичья столовая»…) Ребенок — дизайнер,

воспитатель — консультант

«Книга рекордов» Лучшие достижения детей (самый высокий прыжок, лучший в беге, лучший солист,  и т.д.) заносятся в «книгу рекордов» специалистами. Ребенок — участник,

специалист — издатель

Портфолио ребенка Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Ребенок — активный участник ,

воспитатель — издатель, родитель — помощник

Коридоры, вестибюли
Ресепшн Визитная карточка учреждения, где указаны направления дошкольной организации, его деятельности, программы работы, дополнительные услуги и т.п. старший воспитатель — организатор, консультант,

родитель — соучастник

 

 «Наши успехи» Используется для демонстрации достижений (дипломы, грамоты и другие награды как сотрудников учреждения, так и детей) Ребенок — гордый созерцатель,

старший воспитатель — организатор

Стена творчества Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок, акций… Ребенок -творец,

старший воспитатель — организатор,

воспитатель- помощник, родитель — соучастник

Стенд о правах и обязанностях родителей Краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и др.).  Ребенок — активный участник,

старший воспитатель — организатор,

воспитатель- помощник, родитель — соучастник

Педагогический музей кукол Музейные экспозиции подготовленные совместно воспитателем, ребенком и родителями по интересам детей, теме проекта…

 

Ребенок и воспитатель  — создатель,

старший воспитатель — организатор,

родитель — соучастник

Информационно-методический кабинет
Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, мидиотека) Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций Старший воспитатель — организатор,

ребенок — зритель, собеседник

Игро-библиотека Возможность взять интересующую ребенка детскую литературу, энциклопедии, развивающие игры и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов. Старший воспитатель — библиотекарь,

ребенок — потребитель

Территория дошкольной образовательной организации
Детская площадка Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле, песке («песочный замок», цветники, огороды), в зимнее время года — на снегу (украшение веранд, участков, снежные постройки…) Ребенок — автор, соавтор,

воспитатель — соавтор, автор, наблюдатель

Терренкур (пешие прогулки) Пешеходные прогулки (оздорови-тельные, развивающие, познавательно-экспериментальные, исследовательские) по территории ДО. Это система дозированной ходьбы, прыжков и бега с использованием прохождения данных маршрутов, где проводится в виде экскурсий, походов, прогулок с определенной физической нагрузкой. Ребенок — активный участник,

старший воспитатель и инструктор по физической культуре — организатор,

воспитатель- помощник, родитель — соучастник